г. Екатеринбург, 
ул. 40-летия Комсомола,
дом 32, корп. Б
 
 
 (343) 369-90-18
369-90-19

 

Общие рекомендации по эксплуатации ВЛИ 0,4 кВ

Основными условиями обеспечения высоких эксплуатационных качеств ВЛИ являются:

  • рабочий проект, выполненный с глубокой вариантной проработкой на основе инженерных изысканий;
  • использование при строительстве сертификационных опор, СИП, линейной арматуры и других конструкций и материалов заводского изготовления;
  • выполнение строительно-монтажных работ в строгом соответствии с проектными решениями, с безусловным соблюдением технологии строительства ВЛИ. В этом случае линия обеспечивает высокие эксплуатационные показатели в течение всего срока службы и требует минимальных затрат на ремонтно-эсплуатационное обслуживание.

Глава 1. Общие положения

1.1. В настоящем разделе приведены общие рекомендации по организации и проведению технического обслуживания и ремонта ВЛИ со скрученными в жгут изолированными токопроводящими и нулевой несущей жилами.
1.2. Рекомендации могут быть использованы при выполнении технического обслуживания и ремонта ВЛИ, сооружаемых в зонах с высоким удельным сопротивлением грунтов.
1.3. Строящиеся и реконструируемые ВЛИ 0,4 кВ должны соответствовать требованиям главы 2.4 ПУЭ седьмого издания (2003г.).

Глава 2. Приемка ВЛИ 0,38 кВ в эксплуатацию

2.1. Законченные строительством ВЛИ следует принимать в эксплуатацию согласно требованиям «Правил приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов распределительных электрических сетей напряжением 0,4...20 кВ сельскохозяйственного назначения» РД 34.20.407-87 (Москва, СПО «Союзтехэнерго», 1989г.).
2.2. При оценке качества выполненных строительно-монтажных работ на ВЛИ, соответствия линии проекту и требованиям нормативно-технической документации необходимо провести выборочные проверки, оформляемые протоколами:

  • глубина установки опор в грунте, качество уплотнения котлованов;
  • провода;
  • элементы крепления поддерживающих и анкерных зажимов к опорам, фасадам зданий и сооружениям; поддерживающие, анкерные, соединительные и ответвительные зажимы;
    защитные изолирующие кожухи, накладки, колпачки и стяжные хомуты;
  • устройства заземления и защиты от перенапряжений;
  • габариты, приближения, пересечения и сближения ВЛИ, в том числе на опорах.

2.3. При выборочной проверке должны быть подтверждены:
2.3.1. Соответствие опор, их типа, расстановка по трассе проектной и конструкторской документации; отсутствие трещин, следов механических повреждений;
2.3.2. Соответствие примененных марок и сечений проводов проектной документации; целость изоляции жил (отсутствие следов механических повреждений); соответствие параметров цепей «фаза-нуль» предъявляемым требованиям.
2.3.3. Соответствие узлов крепления поддерживающих и анкерных зажимов их проектной и конструкторской документации (типы узлов должны соответствовать типам зажимов); отсутствие механических повреждений; достаточность затяжки бандажных креплений кронштейнов, отсутствие срывных головок на ответвительных зажимах.
2.3.4. Правильность выбора и монтажа, поддерживающих и анкерных зажимов (в соответствии с проектной документацией), типов зажимов и их соответствие маркам и сечениям СИП; отсутствие повреждений изолирующих покрытий;
2.3.5. Соответствие типов соединительных зажимов сечениям соединяемых токопроводящих и нулевой несущей жил СИП; соответствие геометрических размеров смонтированных зажимов (кривизна -не более 3 % длины зажима); отсутствие неизолированных участков жилы изолированных проводов у концов зажимов; отсутствие трещин и следов механических повреждений;
2.3.6. Соответствие типа ответвительных зажимов сечениям соединяемых жил СИП; наличие, целость и правильность установки защитного изолирующего кожуха зажима; на зажимах с болтами, имеющими головку ограниченной прочности ­визуально убедиться в отсутствии этих головок).
2.3.7. Наличие и правильность формирования жгута СИП (в соответствии с проектом) стяжными хомутами в местах установки соединительных, ответвительных, поддер­живающих и анкерных зажимов, целость стяжных хомутов; наличие и пра­вильность установки защитных накладок и прокладок; наличие, целость и пра­вильность установки изолирующих колпачков на свободных концах изолированных жил СИП).
2.3.8. Соответствие габаритов ВЛИ, их приближений, пересечений и сближения с другими объектами требованиям ПУЭ (измерением).
2.3.9. Наличие, целостность и соответствие проектной документации заземляющих устройств, а также повторного заземления; (сечение и прочность проводников за­земления и зануления, отсутствие обрывов и видимых дефектов проводников, свя­занных с контуром заземления; надежность сварки; электрическое сопротивление заземляющих устройств, требованиям ПУЭ; схемы установки разряд­ников).

Глава 3. Техническое обслуживание и ремонт ВЛИ
3.1. Техническое обслуживание предусматривает выполнение работ, приведенных в табл. 6.1...6.3. 

Таблица 6.1. Осмотр ВЛИ

N п/п Наименование работы Периодичность Примечание
1 Осмотры после
стихийного явления
Для определения объема
восстановительного ремонта
и после его окончания
С заполнением
листка осмотра
2 Осмотр ВЛИ,
в том числе, верховой
В течение года,
предшествующего проведению ремонта
На основании
результатов осмотра составляются спецификации
и сметы. Осмотр выполняется с участием
инженерно-технического
персонала

Таблица 6.2. Проверка опор и их элементов ВЛИ

N п/п Наименование работы Периодичность Примечание
1 Проверка степени загнивания древесины опор и их элементов Не реже одного раза в 3 года;
в процессе осмотра по п. 2 табл. 6.1.
Перед подъемом на опору
С заполнением ведомости контроля загнивания древесины опор
2 Проверка состояния железобетонных опор и их элементов: состояния железобетонных приставок В процессе осмотра по п. 2 табл. 6.1; перед подъемом на опору; при замене деталей То же
3 Проверка состояния заземления опор; измерение сопротивления заземления Не реже одного раза в 6 лет: при осмотре по п. 2 табл. 6.1 С заполнением листка осмотра и ведомости измерений
4 Измерение сопротивления петли «фаза-нуль» При подключении новых потребителей; при возраста­нии нагрузки, требующей замены плавкой вставки предохранителя или установки автоматического выключателя То же

Таблица 6.3. Проверка проводов и арматуры ВЛИ

N п/п Наименование работы Периодичность Примечание
1 Проверка габаритов проводов и расстояний приближения в местах пересечений При осмотре по п. 2 табл. 6.1 С заполнением ведомости
2 Проверка наличия и состояния защитных кожухов на соединительных и ответвительных зажимах При осмотре по п. 2 табл. 6.1 С заполнением ведомости
3 Проверка состояния изоляции поддерживающих зажимов (отсутствие видимых повреждений) При осмотре по п. 2 табл. 6.1 То же
4 Проверка состояния изоляции проводов в местах соприкосновения с деревьями, отдельными сучьями, другими посторонними предметами По мере необходимости То же
5 Проверка состояния арматуры для соединения проводов с оборудованием и подземными кабелями При осмотре по п. 2 табл. 6.1 по мере необходимости То же

3.2. Отдельные виды работ, выполняемых по мере необходимости.
3.2.1. Вырубка отдельных деревьев, угрожающих повреждением изоляции или жилы провода.
3.2.2. Замена поврежденных элементов опор.
3.2.3. Замена поврежденных или установка отсутствующих защитных чехлов и торцевых колпачков на свободных концах изолированных проводов.
3.2.4. Наложение мастики SCT 20 на поврежденные места провода.
3.2.5. Наложение отсутствующих стяжных хомутов E 778 на провода в местах установки концевых, соединительных, ответвительных и поддерживающих зажимов.
3.3. Осмотры ВЛИ производятся в соответствии с графиком в дневное время.
3.4. Осмотр ВЛИ, включенных в план ремонта, производится в целях уточнения объемов ремонта, требуемых материалов и оборудования.
3.5. При верховых осмотрах тщательно осматриваются крюки, кронштейны, поддерживающие,
анкерные, концевые, соединительные и ответвительные зажимы, защитные кожухи и колпачки, изоляция проводов (особенно в местах установки зажимов), соединения нулевой несущей жилы с заземляющими проводниками.
3.6. Осмотр после стихийных явлений (сверхрасчетные гололедные и ветровые нагрузки, ледоход и разливы рек на участках ВЛИ в поймах рек, пожары вблизи ВЛИ, ураганы, оползни и
т. п.), производится с целью выявления дефектов и повреждений, вызванных этими явлениями, а также повреждений, вызванных падением деревьев на провода и опоры.
3.7. Оценка состояния деревянных элементов опор производится специальными инструмента­ми и приспособлениями с целью выявления недопустимого загнивания приставки, стойки
или степени обгорания элемента.
3.8. Проверка состояния железобетонных опор и приставок производится с целью выявления
таких дефектов как оголение арматуры, растрескивание бетона, недопустимый изгиб стойки, увеличенный наклон опоры.
3.9. Проверка сопротивления заземления опор выполняется с целью выявления повышенного
сопротивления заземления или разрушения заземляющего контура.
3.10. Проверка габаритов СИП и расстояний до различных объектов выполняется для выявления нарушений габаритов до земли или на пересечении. Габариты и приближения должны быть не меньше значений, приведенных ПУЭ.
3.11. Измерение сопротивления «фаза-нуль» имеет целью выявление соответствия сопротивле­ния петли «фаза-нуль» предъявляемым требованиям.

Глава 4. Ремонт ВЛИ

4.1. Ремонт рекомендуется производить в сроки, устанавливаемые в зависимости от технического состояния линии с периодичностью на реже одного раза в 6 лет (для ВЛИ на деревянных опорах) и не реже одного раза в 12 лет (для ВЛИ на железобетонных опорах).
4.2. При ремонте выполняются все виды работ по техническому обслуживанию, намечавшиеся на год проведения ремонта линии, а также работы, отнесенные к ремонту опор и заземле­ний в действующих нормативно-технических документах.
4.3. Ремонтные работы должны производиться по технологическим картам. При выполнении ремонтных операций, связанных с проводом, необходимо тщательно следить за сохра­нением целостности изолирующего покрытия жил и принимать меры, исключающие его повреждение.
4.4. По окончании ремонта производится визуальная проверка целостности изоляции жил проводов. В случае обнаружения повреждения на поврежденный участок накладываются два слоя изолирующей мастики SCT 20 , а при необходимости участок жилы следует заменить на новый.
4.5. По завершении ремонта производится приемка выполненных работ, о чем составляется акт.
4.6. При техническом надзоре за сооружением, реконструкцией или ремонтом ВЛИ эксплуатационный персонал должен выявлять все отступления от проекта линии, допущенные дефекты и добиваться их устранения. Особое внимание следует обращать на сохранность изоляции проводов, на правильность установки соединительных зажимов (MJPB, MJPT, MJPT N), натяжных (анкерных) зажимов (PA 1500, PAC 1500, DN 35, PA 2200, DN 123) и поддерживающих (PS 1500 LM+E) и наличие защитных кожухов у зажимов P 21, P 71, P 72, P 151+BI, PR 151+BI, CD 71+BI, CD 153N+BI.
4.7. Перечень рекомендуемого инструмента и приспособлений для электромонтеров, выпол­няющих техническое обслуживание и ремонт ВЛИ 0,4 кВ, приведен в разделе «Монтаж».
4.8. Выполнение технического обслуживания и ремонта ВЛИ с совместной подвес­кой проводного вещания и линий связи осуществляется с соблюдением Правил, указанных в ПУЭ.

Глава 5. Порядок выполнения работ при ремонте СИП

5.1. Ремонт концевого (анкерного) зажима (PA 1500, DN 35, PA 2200) для провода
5.1.1. В случае обнаружения повреждения корпуса концевого (анкерного) зажима он под­лежит замене. До начала работ производится осмотр анкерной опоры и, в случае необходимости, ее дополнительное усиление с помощью оттяжки, устанавливаемой со стороны, противоположной направлению тяжения проводов.
5.1.2. Ремонт выполняется как на обесточенной линии, так и под напряжением, с приме­нением гидроподъемника или телевышки следующим образом: На вершине опоры (несколько выше кронштейна CS 10.3) устанавливается с помощью металлической ленты F 207 вспомогательный кронштейн или тросовая петля, прочность которых должна быть не менее 550 даН. Токопроводящие жилы освобождаются от нулевой несущей жилы со снятием стяжного хомута перед зажимом.
5.1.3. На расстоянии не менее 0,5 м от концевого зажима на несущей жиле устанавливается монтажный зажим SCT 50.70. Прочность зажима должна быть не менее 500 даН. С помощью металлической ленты F 207 вспомогательный кронштейн CS 10.3 на опоре соединяется с ручной лебедкой PT 500 грузоподъемностью соответственно 500-550 даН, которая в свою очередь присоединяются к монтажному зажиму SCT 50.70.
5.1.4. С помощью лебедки создается дополнительное тяжение в несущей жиле, позволяющее освободить концевой зажим и снять гибкий стальной тросик зажима. Поврежденный (дефектный) концевой зажим снимается с провода.
5.1.5. При установке нового зажима необходимо соблюдать следующую последовательность операций: из жгута жил следует выделить изолированную нулевую несущую жилу; выдвинуть из корпуса анкерного зажима PA 1500, DN 35, PA 2200 пластмассовые клинья назад, чтобы открыть бороздку для жилы, установить зажим на несущую нулевую жилу, гибкий тросик зажима завести в кронштейн CS 10.3, установленный на опоре, при этом следить за тем, чтобы пластмассовые клинья находились внизу; медленно уменьшить усилие в несущей жиле лебедкой РТ 500 до того момента, когда усилие от тяжения провода будет полностью воспринято концевым зажимом; снять монтажный зажим, лебедку, вспомогательный кронштейн; установить стяжные хомуты Е 778 до и после зажима; осмотреть место установки нового зажима.
5.2. Ремонт ответвления к зданию или сооружению.
5.2.1. Ремонт ответвления необходим в случае повреждения изоляции проводов ответвления, повреждения или разрушения зажимов ответвления, либо разрушения концевых зажимов. Работы выполняются как на обесточенной линии, так и под напряжением. При производстве работ под напряжением нагрузка потребителя должна быть отключена.
5.2.2. Для выполнения ответвления к вводу в здание используют ответвительные зажимы Р 645 и концевые зажимы DN 123. Отсоединение проводов ответвления следует начинать с токопроводящей жилы: при этом специальными клиньями E 894 выделяют ее из жгута.
Операции производятся в следующей последовательности:
Торцевым или накидным ключом на магистральном проводе ослабляют болт зажима P 645. Для крепления ответвительного провода, зажим сдвигают с места его установки, чтобы были видны следы проколов изоляции. Специальной изолирующей мастикой SCT 20 защищают места проколов изоляции; зажим снимается с магистрального провода.
5.2.3. С кронштейна подвески CA 16 на опоре снимают концевой зажим DN 123. При этом должны быть приняты меры, предотвращающие падение проводов на землю или другие провода, например с помощью страховочной веревки. Провода опускают на землю, с них снимают концевой зажим DN 123. Далее аналогичные операции выполняют со стороны потребителя (вытягивают провода из ответвительных зажимов и снимают концевой зажим DN 123). В соответствии с принятой практикой ответвительные герметичные прокалывающие зажимы с проколом на магистрали и ответвлении с одновременной затяжкой болта типа P 616, P 645, P 70 повторному применению не подлежат. Для повторного применения на ответвительных проводах разработаны влагозащищенные ответвительные зажимы типа P 71, P 72, P 151+BI, PR 151+BI с проколом на магистрали и с зачисткой на ответвлении. Зажимы снабжены двумя болтами с разной затяжкой. Для ответвления от магистрали на ввода в дом применяются P 71 сечением 35-95/2,5-54, P 72 сечением 35-95/2,5-54 (Р 72-два ответвления из одной точки).
5.2.4. Восстановление поврежденного ответвления выполняется в последовательности, обратной приведенной выше. При этом должны быть использованы новые ответвительные зажимы. Важно учитывать, что после затяжки болта (болтов) зажима на магистральном проводе (если использован зажим с прокалыванием изоляции) этот болт и соответ­ствующий провод ответвления могут находиться под напряжением.
5.2.5. Ремонт изоляции поврежденных участков токопроводящих жил осуществляется под напряжением, если не требуется замена этого участка провода целым. Необходимо принять меры, исключающие касание поврежденного провода, Для работы используют отделительные клинья E 894 и мастика SCT 20. Ремонт заключается в наложении на поврежденный участок специальной изолирующей мастики SCT 20 в два слоя. При этом для облегчения работы поврежденную жилу отделяют от остальных жил с по­мощью пластмассовых клиньев Е 894; по окончании работы клинья снимаются.
5.3. Замена поврежденного участка токопроводящей жилы в пролете.
5.3.1. При обнаружении повреждения (обгорания) изоляции одной из токопроводящих жил необходимо произвести ее замену на новую (без замены пучка проводов). В этом случае используются ответвительные зажимы Р 70.
5.3.2. Ремонт выполняется следующим образом:
- с использованием пластмассовых клиньев Е 894 поврежденный участок жилы отделяют от остального пучка, определяют длину поврежденного участка. Заготавливают новый кусок жилы на 10...15 см длиннее заменяемой. При этом сечение и маркировка новой и заменяемой кусков жилы должны быть одинаковыми.
- определяют положение зажима в зависимости от направления установки нового куска жилы.
А. Соединение с использованием зажима возможно только в шлейфах на опоре, как показано на рис 13, (Раздел «Проектирование»), контакт в котором обеспечивается прокалы­ванием изоляции. Соединение в зажиме выполняется без снятия изоляции с жилы. Вручную подтя­гивают болт, чтобы зажим держался на проводе. Операцию про­водят последовательно на обоих концах поврежденного участка провода. Жила заводится в свободное пространство между зубцами зажима с противоположной стороны от нового провода. Ключом CL 13click затягивается болт зажима до срыва головки. Монтаж зажимов приведён в разделе №5. Секторными ножницами C 32 удаляют поврежденный участок жилы, оставляя при этом минимальными выступающие концы жилы. По обеим сторонам зажимов на расстоянии 15...20 см от них накла­дываются стяжные хомуты Е 778.
Б. Соединение зажимами типа MJPT сечением от 16 до 150 и MJPT N сечением 25, 35, 50, 54.6, 70, 95 мм2. При использовании таких зажимов изоляция жил в местах их установки удаляется. Свободные от изоляции места жил зачищают стальной щеткой и покрывают смазкой. Монтаж зажимов приведён в разделе «Монтаж». Так же возможно применять соединительные зажимы в шлейфах на опорах.
5.4. Замена протяженного участка проводов.
5.4.1. При обнаружении повреждения изолирующего покрытия двух или более жил на протяженном (более 1 м) участке жгута проводов незамедлительно производится его замена. Работа выполняется, как правило, со снятием напряжения. После проверки отсутствия напряжения на ремонтируемом участке рабочее место заземляется с обеих сторон с помощью переносных заземлений М6D и МаТ, (см раздел «Инструмент и приспособления») при­соединяемых к проводам посредством специальных ответвительных зажимов РС 481.
5.4.2. Ремонт поврежденного участка производится в следующей последовательности: Вынимают из ответвительных зажимов концы жил всех ответвлений на опорах, с которых предполагается временно демонтировать провода ВЛИ. На одной или двух опорах (в зависимости от места повреждения) несущую нулевую жилу освобождают из поддерживающего зажима, и жгут опускают до земли. При этом необходимо принять меры, исключающие возможность дополнительного повреждения изоляции: не допускать трения жгута о поверхность опор, укладывать провод на прокладки. В тех случаях, когда на ближайших опорах несущая жила закреплена с помощью комплектов концевого крепления, дополнительное усиление опор не требуется. Если места концевых креплений провода удалены от места ремонта более чем на два промежуточных пролета, рекомендуется выполнить дополнительные операции: Укрепить ближайшие к ремонтируемому участку промежуточные опоры с использо­ванием оттяжек, устанавливаемых вдоль трассы. Установить на этих опорах комплекты концевого крепления несущей жилы. С помощью монтажного зажима SCT 50.70 и ручной лебедки с тросом PT 500 (грузоподъемность не менее 550 кг) переложить несущую жилу из поддерживающего зажима PS 1500 LM+E в концевой разъемный зажим PA 1500, DN 35, PAC 1500, PA 2200 (поддерживающий зажим при этом не демонтируется) последовательно на обеих опорах. Затем снять монтажные зажимы и лебедку.
Разметить места установки соединительных зажимов с обеих сторон поврежденного участка. На удалении 1 м от последней отметки (в сторону концевого крепления) на несущую жилу с обеих сторон устанавливают монтажные зажимы SCT 50.70, на которые посредством ручной лебедки PT 500 и троса передается тяжение с поврежденного участка (тяжение в поврежденном участке несущей жилы при этом отсутствует). При разметке мест установки соединительных зажимов следует учесть, что расстояние между близлежащими зажимами должно быть 0,2 м.
В соответствии с разметкой удаляют поврежденный участок проводов (например, СИП-2), включая нулевую несущую жилу. Для ее замены готовят неповрежденный кусок жгута той же длины и того же конструктивного исполнения, а также комплектуют соединительные зажимы.
Концы всех соединяемых жил с помощью специального ножа JOK 828 осво­бождают от изоляции на длине, соответствующей типу соединительного зажима, очищают металлической щеткой от окислов и покрывают специальной смазкой. Ручным прессом НТ 50 выполняют опрессовку зажимов типа МJPT всех изолиро­ванных жил, начиная с нулевой несущей, с обеих сторон заменяемого участка жгута. При этом необходимо убедиться в качестве заделки провода, отсутствии в местах соединения изолированных проводов незащищенных участков, одинаковости маркировки сое­диняемых жил. Для сохранения формы жгута и предотвращения его раскручивания на расстоянии 0,2 м от зажимов с обеих сторон устанавливаются стяжные хомуты Е 778. Ослабляют тяжение лебедки PT 500, снимают монтажные зажимы SCT50.70 и лебедку. Отремонтированный участок СИП поднимают на опору (опоры), и несущую жилу заводят в поддерживающий зажим PS1500 LM+E. При этом положение ответвительных зажимов должно соответствовать первоначальному положению (до ремонта). На опорах, где временно были установлены концевые крепления, производят их демонтаж в последовательности, обратной приведенной выше.
Снимают оттяжки с опор и заземляющие устройства; производят проверку фазировки проводов, восстанавливают схему электроснабжения.

6. Замена поддерживающего зажима на опоре ВЛИ.

Замена поддерживающего зажима PS 1500 LM+E осуществляется электромонтером непосредственно с опоры.

  • На стойке опоры выше места установки кронштейна подвески поддерживающего зажима CS 1500E закрепляют тросовую петлю или вспомогательный кронштейн CS 10.3.
  • С помощью капронового или текстильного каната, заведенного за крюк вспомогательного кронштейна (или в петлю), и закрепленного одним концом за нулевую несущую жилу СИП в непосредственной близости от заменяемого поддерживающего зажима, приподнимают жгут вместе с зажимом.
  • Снимают зажим PS 1500 LM+E с крюка кронштейна CS 1500E. Ослабляют защелку зажима и извлекают из желоба нулевую жилу.
  • Осматривают жилу в месте установки зажима. При отсутствии видимых повреждений изоляции жилы новый зажим может быть установлен на место заменяемого.
  • Новый зажим PS 1500 LM+E устанавливают на крюк кронштейна CS 1500E и откидывают его защелку.
  • Нулевую несущую жилу выделяют из жгута с помощью отделительных клиньев Е 894. Ослабляют усилие в канате, заводят в желоб поддерживающего зажима PS 1500 LM+E нулевую несущую жилу, закрывают защелку до упора.
  • Демонтируют вспомогательные приспособления.

Уважаемые Гости, Мы рады, что Вы посетили наш сайт!

Надеемся, что Вы найдете здесь то, что искали.

И помните - Мы работаем только для Вас! 

 

Все права защищеныкопирование информации разрешено только при наличии прямой ссылки на наш сайт!

© 2014 «ЛЭП-Монтаж»